Мир кривых зеркал

Мы живём в мире полном неопределённостей. Я говорю не о политике. Хотя политика всегда была излюбленной темой кухонных дискуссий, на моей кухне ей места нет. Слишком скучно и бесполезно.

Мы поболтаем о вещах привычных и обыденных, принимаемых нами как данность и очевидность. Которые при ближайшем рассмотрении такими отнюдь не являются. И которые буквально превращают наш мир в мир кривых зеркал.

Если вы смотрели «Люди в чёрном» («Men in Black»), то там есть замечательный по правдивости эпизод, где голова не совсем адекватного мужика раскрывается, а внутри сидит эдакая инопланетная букарашка с пультом управления и дёргает за рычажки, управляющие телом. Фантастично, но по сути — очень реалистично.

Действительно, какая разница, зелёная ли эта букарашка с носом трубочкой, как в кино, или серая и сморщенная без носа, как наш родной мозг? Внешность разная, но результат — тот же. Этот серый и морщинистый субъект в нашей черепушке определяет как мы воспринимаем окружающий мир и внушает нам (или самому себе?), что это восприятие — объективно. В чём я позволю себе усомниться. Даже не принимая во внимание случаи или состояния, когда люди слышат голоса, которых нет или наблюдают видения, видимые только им.

Начнём с простого и большинству знакомого. Как известно, первым признаком сильного опьянения является утверждение субъекта, что он «Свршно трзв». Как-то, нажравшись на студенческой вечеринке до поросячьего визга, я возвращался домой на метро. Всю дорогу, стоя у двери вагона, я пялился на своё отражение, прикидывая какую реакцию ждать по прибытии от моей жены. И оттуда на меня смотрел очень даже приличный молодой человек с осмысленным взглядом и рожей, НЕ расплывающейся в блаженной пьяной улыбке. Как оказалось позже, зеркало бессовестно лгало мне прямо и буквально в лицо. Приём дома совсем не соответствовал моим радужным ожиданиям.

Как же так вышло, что то, что видел я — видел только я? Ведь по сути дела, глаз должен быть просто фото-матрицей, фиксирующей изображения объективного внешнего мира через дырку — зрачок. И тем не менее, этот простой аппарат врал! Я уверен, что если бы кто-нибудь сфоткал меня тогда у двери — я бы увидел своё реальное состояние. То есть то, что мы видим, может совсем не соответствовать реальности. Предвижу возражения. Мол, спьяну чего ни померещится! Добро, перейдём к трезвому взгляду на жизнь.

Поговорим о цветах. Не о розах и ромашках, а о красном-жёлтом-зелёном. Все знают, что трава зелёная, кровь красная и солнце по большей части жёлтое. Даже дальтоники это знают, но очевидно, что они видят всё вокруг иначе, чем не дальтоники. Отчего же очевидно? Да просто потому, что некоторые из них видят, например, траву и кровь как предметы одного цвета. Логика проста: не можешь отличить красный светофор от зелёного — значит дальтоник и видишь мир в других красках.

Однако, строго говоря, обратное — неверно. То есть, то, что люди различают все цвета, не значит, что они видят их одинаково. Замысловато? Давайте так. Объясните мне каким вы видите зелёный цвет. Готов поспорить, что сделать этого не сможете. Кроме как «это цвет травы, крокодила или инопланетянина» сказать-то собственно и нечего.

Ну да, мы все договорились, что цвет травы называется «зелёный», но и только. Каким его воспринимает каждый из нас — большой вопрос и неразрешимый секрет. Очень может быть, что для меня красный-зелёный выглядят так, как для другого зелёный-красный. Здесь имеется ввиду восприятие цвета, а не название. Названия цветов у всех одинаковы. Иначе говоря, если бы я умудрился взглянуть на мир вашими глазами, есть очень большая вероятность, что я бы увидел совершенно другой мир. Где моя изумрудная трава вдруг окажется вашей огненно-красной (по моим понятиям).

Я так и не придумал каким образом можно было бы доказать, что мы видим мир одинаково и объективно. Очень похоже, что такого доказательства нет и что то, как мы видим наш мир — целиком и полностью зависит от прихотей нашего мозга. А этот морщинистый карлик — ещё та бестия. Он очень гибок, управляем, подвержен чужому влиянию и у него часто едет крыша. А при стрессе он просто отключается. То есть — очень ненадёжный тип.

Ну и сладкое — на третье. Пожалуй, самое интересное.

Кто не знает, мега — миллион, пиксел — точка. Одно-мега-пиксельная матрица — матрица с одним миллионом светочувствительных точек.

Давно прошли времена, когда в цифровых фото камерах использовались одно-мега-пиксельные матрицы. Это, по нашим временам, был полный отстой, который и близко не передавал качество реальной картины, наблюдаемой глазом. Ни цветов, ни резкости реального мира. C тех пор человечество множило и множило эти мега-пикселы в погоне за передачей достоверной и чёткой реальности. Десятки мега-пикселов в современных камерах дают приемлемую, хотя и не идеальную (по сравнению с тем, что мы видим) картинку.

Как же устроен глаз, что он бьёт всю современнейшую технику?

Сетчатка глаза — та же фото-матрица с примерно одним миллионом светочувствительных клеток. Иначе говоря — всего одно-мега-пиксельная матрица… То есть, в плане качества изображения это должен быть отстой двадцатилетней давности! И тем не менее, до сих пор видимая нашими глазами картинка — недостижимый эталон качества. Как же так?

Позовите «людей в чёрном». Они покажут, кто дёргает за рычажки. Ну да, наш морщинистый хозяин на лету достраивает хреновое изображение, воспринимаемое сетчаткой, добавляя красок, чёткости и детали и выдавая на выходе чудо, достойное восхищения любого технаря.

Вот только вопрос… Насколько это чудо отражает реальный мир? Как бы он выглядел, если бы не эта обработка, ретушь и достройка в реальном времени? Может быть наша супер техника не может угнаться за глазом просто потому, что реальность как раз такая — скучноватая, бесцветная и слегка размытая? И без ретуши — неудобоваримая?

Мы видим мир в кривых зеркалах, построенных нашим мозгом. Какой же он на самом деле?

Запись опубликована в рубрике Обо всём с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять − = один